Уникальный проект: «Македонский дом» в России

За прошлый год меньше людей в России стали задаваться вопросом «Где находится Македония?», и все больше попробовали вкусные македонские продукты. Даже успев рассказать друзьям, коллегам и просто на своих страничках в соцсетях, где можно купить лучший айвар, буреки и македонское вино.
Популяризацией республики Македонии ровно год успешно занимается «Македонский дом» во главе с идейным вдохновителем проекта Инной Жаровой, которая любит и знает эту балканскую страну уже более десяти лет. Уникальный формат проекта – постоянно действующая торгово-выставочная площадка производителей из Македонии.

– Мы представляем не только продукты, но и саму Македонию. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях, в которых можно презентовать саму страну. У нас очень большие планы на ближайшее время. Павильон стал фактически бизнес-центром с демонстрационными возможностями страны и в области продовольствия, и области туризма.

Год назад на втором этаже московского агрокластера «ФУД СИТИ» Инна перерезала красную ленточку вместе с послом Македонии в России Гоце Караяновым. А теперь мы сидим с ней за столиком и она угощает меня кофе, а я спрашиваю ее о работе «Македонского дома», о том, чем он удивляет вкусы россиян и, конечно, как в ее жизнь вошла республика Македония.

Торжественное открытие и перерезание ленточки.

– Моя любовь к Македонии началась с Охрида. Когда я впервые полетела туда, у меня была своя туристическая компания. Я успела облететь с информационными турами весь мир. Но небольшая, небогатая страна зацепила меня больше всех остальных. Я оставила свое сердце и свою душу в Македонии. У меня есть ощущение, словно мои предки жили в там. И теперь мои дети постоянно ездят туда отдыхать. Чувство единения возникает не только у меня, все мои друзья, которые попадают в Македонию, рассказывают абсолютно то же. Ни один мой знакомый не остался равнодушный к стране. Вы спрашиваете: «Почему русским людям так близка Македония?». Тут и Православие, и то, что мы славяне, и то, что у нас похожие языки. Все это вызывает ощущение, что мы – одна страна без каких бы то ни было сильных отличий. В России у людей открытые души. Точно такая же и Македония. Иными словами, братство народов.

 

– Города Македонии, они и одновременно такие разные, и так похожи. Существует ли у Вас свое любимое место среди них всех?
– Македония вся прекрасна. Я побывала везде. Но больше всего мне нравится Охрид. Люблю прогуливаться по улочкам Старого Города. Люблю посещать монастырь Святого Наума, когда там нет туристов. В нем, действительно, ощущаешь намоленность, дух Православия. Люблю Бигорский монастырь святого Иоанна Крестителя и живописную дорогу от Охрида до его стен. Люблю ездить в Македонию в межсезонье, когда она тихая, не бурлит туристами. Я честно люблю туристов, но считаю: если ты хочешь почувствовать дух любого города, то его нужно пройти в тишине.

– Наверное, этой любовью и интересом к стране хочется поделиться с другими?
– Весной и осенью «Македонский Дом» регулярно устраивает алкогастротуры для владельцев ресторанов и торговых сетей. Чтобы в непринужденной обстановке познакомить людей с македонской кухней и напитками. Мы проводим эти туры с ведущим ресторанным критиком Олегом Назаровым. Уже состоялось четыре поездки. И туристы, скажу я вам, были в восторге. Посещаем винные заводы, пробуем еду в национальных ресторанах. Проводили квест в Стоби. Закопали бочонок вина. И взрослые люди, словно дети, радостно бегали по раскопкам, находили листки с заданиями, узнавая про историю и культуру Македонии. За 2 часа познакомились с историей Стоби и попробовали местные вина. Мне самой нравятся старинные раскопки. Ощущаешь вековую древность. Под твоими ногами несколько цивилизаций и древняя Македония.

В «Македонском доме» желтое солнце с национального флага светит всем одинаково радушно. Павильон очень солнечный и гостеприимный. Стилизован под настоящий македонский дом. Вас встречают и рассказывают, какие новинки появились и что стоит попробовать прежде всего.
– 23 марта 2017 года было открытие. Первые, кто доверили нам свои продукты – 8 македонских производителей. Я им очень благодарна. В течении этого года мы заключили контракты с 20 региональными сетями.

– Думаю, что нашим читателям интересно будет узнать, в каких магазинах России можно встретить их любимые македонские продукты?
– Целевая аудитория «Македонского дома» абсолютно разная. Мы работаем с оптовиками, с сетями и с розницей, с ресторанами. Полный охват. Нашу продукцию можно купить от магазина «Леандарин» в аэропорте Шереметьево до интернет-гиганта «Ozon». Торговые сети «Изюминка», «Останкино», «Кнакер» в Москве, «МЭТР» в Московской области и Солнечногорске, «Лама» в Томске, «Айгуль» в Якутии, «Rosa25» в Красноярске. И этот список расширяется. Магазины берут небольшими партиями для тестового режима. Но мы увидели, что македонские продукты сильно нравятся. Мы уже можем выделить топы: это консервированная продукция – айвар, острый перец феферони. Популярен и бурек. Продукт производится в Македонии, там быстро замораживается, мы привозим его сюда и продаем в заморозке. В России особую популярность получил бурек с мясом компании «Kadino».

Еще мы привезли продукт, на который существует большая конкуренция – минеральную воду «Gorska». Ее не сразу оценили, но вода горная, великолепного качества. Отфильтрованная естественным путем в самых глубоких слоях земли с идеальным балансом минералов. Ее добывают из источника Трнскот, находящегося 1100 м над уровнем моря, на горе Кожув.
Перчики, наполненные сыром, очень любимы российским покупателем. Их особо ждут в магазинах. И мне невероятно приятно, когда нам в соцсети присылают фотографии, что видят наши македонские продукты на полках российских магазинов.
– Жаль, что в Москве нет македонских ресторанов, и что нельзя там в аутентичной атмосфере попробовать все эти вкусности…
– Мы сейчас заключили договора со всеми ресторанами балканской кухни. Поставляем им айвар. Десять ресторанов уже берут нашу продукцию. Будут проводиться и дегустации новой продукции. Есть не только индустриальный айвар, но и айвар, приготовленный по домашней технологии. Появятся такие компании, как «Vipro», «Баш Айвар», «Gurmana».

– Инна, а сталкивались ли вы с тем, что что-то не нравится вкусу российских покупателей?
– Заслуженно любимая в России компания «Vori» занимаетcя поставками консервации и индустриального айвара. Мы заметили, что «Vori» много производит на европейский рынок. Европейцы любят уксусные, кислые вещи. Россиянам этот вкус не близок. Но я настолько благодарна македонским компаниям, которые идут на любые уступки, чтобы войти на российский рынок. Мы буквально привозим им наши рецепты, закрутки бабушек, чтобы они почувствовали и посмотрели те вкусы, которые нужны для России. Корнишоны у нас любят есть более солеными, с малым количеством уксусной кислоты. Маринованная свекла, маринованный перец – великолепные продукты, которые производит Македония, но пока по европейскому вкусу. И со следующего года они будут производить именно для российского рынка и на наш российский стол. Я считаю, что при великолепном качестве македонских овощей и фруктов, мы получим еще и привычный для россиян вкус. И это будет бомбический результат.

– Македонская кухня невероятно вкусная, но, увы, и очень калорийная. А что-нибудь для девушек можете посоветовать?
– У нас есть продукты фитнес-питания. Семейная компания «Vitalia» предлагает линейку здорового питания. Она является ведущим македонским производителем в Восточной Европе, который работает на рынке здорового питания. Их секрет успеха в инновациях. Продукция отвечаем стандартам / IFS BRC, а также ISO / HACCP, KOSHER и HALAL одобренные сертификатом по стандартам завода по производству. Большой интерес у российских покупателей к безглютеновой продукции.

– Еще Македония, безусловно, славится своими прекрасными винами.
– Когда мы создавали «Македонский дом», то задумывали импортировать алкогольную продукцию. Ракия и македонские вина всем понравились. Но нам хотелось бы найти импортера, который бы завозил дорогие элитные вина. Увы, специфика российского рынка – привозить дешевые вина. Мне бы хотелось, чтобы Македония была представлена достойными напитками, которые легко могут конкурировать и с Францией, Италией, Испанией. Многие позиции, на мой взгляд, даже выше. Сейчас у нас можно приобрести вина пяти винодельческих компаний: «Popova Kula», «Tikves», «Dalvina», «Bovin», «Stobi». Я сама люблю экскурсии на винодельни… Например, район, где произрастает виноград Тиквеш. Там совсем другая Македония. Равнинная с виноградниками. Попова Кула – и ты попадаешь в старину. Эффект присутствия, когда хозяин винодельни рассказывает, что на этом месте священники выращивали виноградники, что именно здесь был сторожевой пост на старой дороге.

В «Македонском доме» существует свой талисман. Я не сразу поняла, что миниатюра охридского храма – это не глиняная статуэтка. На презентации павильона всех гостей угощали красивейшим тортом, увенчанным копией храма. Сама пробовала кусочек. Но трогать храм никто не захотел – и он так и остался украшать магазин на верхней полке. Все пронизано в этом месте любовью к Охриду и Македонии, как в музее лежат украшения из охридского жемчуга, на стенах висят картины с достопримечательностями.
Не случайно, благодаря увлеченности, которая началась с любви к старинному Охриду, Инна Жарова сделала реальный вклад не только в российско-македонские отношения, но и в популяризацию Македонии во всем мире. В Охриде она организовала рекорд Гиннеса по созданию самого большого шопского салата в стране, о котором писал портал «Красота Балкан». Помимо этого, планов у «Македонского дома» еще очень много. Как культурных, так и гастрономических. Например, чтобы люди в реальном времени могли почувствовать себя в павильоне – как в гостях у македонского радушного хозяина. Можно будет сделать заказ по телефону – и вам на месте выпекут вкусный хрустящий бурек с сочной начинкой. Хотите с мясом, хотите с сыром. Зависит от вашего вкуса. Текст и фото Елены Натыкиной специально для «Красоты Балкан».