Сегодня мы беседуем c очень талантливой художницей из Белграда. Еще Лара Попович занимается созданием костюмов для театра и кино. Мы решили поговорить с ней о творчестве и его восприятии. Как выглядит мир искусства глазами молодой сербскской художницы?

Лара, скажи, откуда у тебя возник интерес к искусству, а затем и к живописи?

Фото Igor Prusac

Я выросла в семье, где уважают и любят искусство и культуру. Потому мой интерес к искусству – это естественный процесс. Когда я была маленькой, то любила рисовать восковыми карандашами и мелом интересных персонажей в необычной одежде. Мама заметила мой творческий прогресс и с любовью берегла каждый рисунок.
Когда мне было восемь, мой покойный отец взял меня в первый раз на урок рисования и фотографии. И так все началось …

Художники видят мир по-своему. Как ты воспринимаешь живопись?

Живопись, т. е. искусство в целом, я ощущаю одновременно как бег времени, конфронтацию с реальностью, трансформацию реальности, великую (если не величайшую) любовь, выражение эмоций, отношение к себе и другим, желание что-то сказать , чтобы указать на важную проблему, открыть некоторые новые вопросы и проблемы, отдавая себя другим – или просто – способ общения с самим собой и окружающим миром.

Фото Smiljka Boškov

Как выглядит твоя встреча с пустым холстом? Как получается картина?

Я думаю, все что происходит с момента создания твоей работы, является самой необходимой и одновременно самой непредсказуемой частью жизни каждого художника.

Фото Lidija Antonović

Что для тебя означает современное искусство?

Выживание.

Кто твой любимый художник?

Трудно выделить одного. Я помню тот день, когда мама принесла книгу о Клоде Моне, оформленную прекрасными репродукциями. Мне было девять лет. Долгое время он был моим любимым творческим деятелем и навсегда остался любимым художником.

Лара, скажи, кто и что тебя вдохновляют?

Мой творческий процесс вдохновлен современным обществом – я сосредоточена на отчуждении человека от эмоций, реальных и нереальных. Я хочу подчеркнуть и напоминать себе о давно забытых ценностях, которые когда-то имели люди: наблюдение, ожидание, признание существования уязвимости человеческой натуры.Твоя серия работа KOTRLJANJE появилась после долгого путешествия. Она представляет размышления о жизни современных женщин. Какая, по твоему мнению, жизнь у современной сербской женщины?

Современная сербская женщина – жонглер. Он живет в среде, которая любит осуждать и переделывать. Каждый ее день – это борьба с абсурдностью и бессмыслицей, прежде всего, борьба за умственную свободу.

Искусство в Сербии имеет большой потенциал. Что нужно стране, когда речь идет об искусстве и культуре? Каковы отношения с искусством сегодня и как живут в стране художники?

Художникам и работникам культуры необходимо вернуть достоинство. Художники считаются любителями. Привилегия – быть художником, а величайшая привилегия жить искусством. В Сербии художник не живет искусством. Художники не могут воплощать все свои произведения в реальность, т.к., к сожалению, им необходима финансовая поддержка различных структур.

Что бы ты порекомендовала тем, кто начинает рисовать? Что важно в начале, как продвигаться?

То же самое, что для каждого искусства: творчество без тормозов. Не останавливаться перед первым препятствием.

Каковы наиболее важные качества, которые должен иметь хороший художник?

Всем художникам нужен свободный и широком ум, и открытое сердце.

Фото Igor Prusac

Лара, как прошла выставка? Кто твоя аудитория?

Захватывающе. Особенно интересно, что выставка была фактически проведена в двух частях города, в двух разных пространствах Cafe Malabar (Новый Белград) и Cafe Mesto (Белград) по обеим сторонам моста – и, следовательно, аудитория была разнообразной: как по возрасту, так и по полу, а также по личным интересам. Самое главное для меня – это то, что мало кто остается невосприимчивым к моей работе. Интересно, что слова поддержки мне высказали совершенно неизвестные люди, которые случайно зашли выпить кофе.

Фото Igor Prusac

Ты еще и костюмер в театре. Расскажи нам о своей работе.

Мы одеваемся определенным образом, словно мы создаем картину самих себя, ту, которую хотелось бы показать другим людям. Мы стараемся проявить себя в лучшем свете, но также удовлетворить некоторые общественные нормы. Если бы это не имело значение, вероятно, нам не было бы важно, каких цветов наш гардероб, и не в каждом доме было бы зеркало. Важна была бы только основная функция одежды – изоляция и защита.
Мой работа костюмером имеет два направления. Одно – дизайн театра и кино, где для дизайнера наиболее важно разрабатывать костюмы, которые точны, помогают актерам, вносят свой вклад в спектакль.
Второе направление моего творчества – создание костюмов-инсталляций. Это означает, что костюм является самостоятельным художественным произведением: такой костюм – это одновременно живопись, история и главный персонаж.

Фото Igor Prusac

Текст интервью Елены Натыкиной. Фото предоставлены Ларой Попович. Обложка Smiljka Boškov.