Понятие «балканская музыка» у многих ассоциируется с именами Бреговича и Кустурицы. Однако, даже не оглядываясь на эти культовые личности, сложно переоценить влияние этой традиции на мировую музыкальную культуру. Сложная ладотональная и ритмическая структура, особая мелодика и, вместе с тем, понятная и близкая любому человеку эмоциональность музыки Балкан привлекают к ней как профессиональных композиторов и исполнителей, так и рядовых слушателей. Проект Светланы Анистратовой и Антонио Грамши «Балканский феномен» в театре «Школа драматического искусства» – это уникальный концерт – путешествие, являющийся своеобразной антологией балканской музыки, страстной, многогранной и завораживающей. Старинные песни, исполненные хором и дополненные звучанием аутентичных инструментов и составленные в целостную программу, позволяют слушателю пережить ни с чем несравнимый опыт.

В музыкальное путешествие зрители отправляются в небольшом, но очень уютном трехъярусном зале «Глобус», в котором царит особая атмосфера. В центре зала хор и музыканты исполняют такие песни, как «Гугутка» (свадебная песня невесты, Юго-Восток Сербии), «Минка» (родопская свадебная песня из репертуара сестер Кушлевих), «Шопские припевки» (из репертуара фольклорного квартета «Абага»), «Шарено хоро» (инструментальная музыка), «Събрали са се събрали» (родопская свадебная песня), «Господи, возвах к тебе» (сербская монастырская песня), «Вечеря радо» (песня Родопского региона Болгарии), «Месечина» (сербская песня), «Маце, маце, тече вода студена» (македонская народная песня), «Врбице» (джурджевданская песня из Косово и Метохии), «Каранфилче» (македонская свадебная песня). Грустные песни плавно сменяются веселыми, умопомрачительные ритмы инструментальных мелодий гармонично сочетаются с народными танцами, а на экран проецируется видео с традиционными костюмами, народными обрядами и пословицами стран Балканского полуострова. Исполнителям явно нравится то, что они делают и их энергия передается в зал. Особо хочется отметить исполнение сербской монастырской песни «Господи, возвах к тебе» мужской половиной хора. Очень тонко и точно передан дух православных балканских монастырей и храмов, до мурашек, до катарсиса, до молитвенного состояния.

Бессменным руководителем хора театра «Школа драматического искусства» является Светлана Анистратова, удивительно общительный, доброжелательный и светлый человек, у которой я взяла интервью специально для «Красоты Балкан».

– Как возникла идея создания концерта-путешествия «Балканский феномен»? Почему вы выбрали мелодии именно балканского региона?

– Идея создания «Балканского феномена» появилась из предыдущего проекта «Дороги мира.ru», где мы исполняем музыку разных стран и континентов, куда я решила включить две болгарские народные песни. На этот концерт пришёл замечательный музыкант-инструменталист и коллега Антонио Грамши. После концерта мы делились впечатлениями, и Антонио предложил попробовать подумать об отдельном проекте музыки Балканского полуострова, так как он глубоко изучает инструментальную традицию балканских народов и замечательно и профессионально владеет игрой на большом количестве музыкальных инструментов. Я обещала подумать, и, уже на следующую встречу он принёс различные ударные инструменты и начал показывать потрясающие ритмические структуры разных стран этого региона. Я и мои ребята, в буквальном смысле, загорелись этой идеей. Я начала подробно изучать песенные традиции и набирать рабочий материал. И чем больше слушала музыку, тем больше влюблялась в этот красивейший пласт народной традиционной культуры, который, несомненно, навсегда влюбляет в себя слушателя своей самобытной мелодикой и ритмом.

– Как долго шла подготовка программы? Насколько сложным было заучить тексты песен и их произношение, ведь ударение в сербском языке очень отличается от русского?

– Мы готовили программу почти год и впервые показали ее на ежегодном фестивале «Три ступени лаборатории», который проходит у нас в театре «Школа драматического искусства». Мы очень волновались, хотя это был просто открытый показ, но после невероятно тёплой, по хорошему «сногсшибательной» реакции зрителей – мы поняли, что концерту быть и, что мы все делали не зря. Работа над языком и произношением проходила ежедневно, а то и круглосуточно. Хочу сказать огромное спасибо друзьям переводчикам и носителям языка, которые очень нам помогали. Поскольку у меня в хоре много артистов – выпускники отделения народного хора – нам очень помогли знания, приобретённые в Российской академии музыки им Гнесиных. Поясню. Мы ездили по экспедициям нашей необъятной России, записывали и подробно расшифровывали песни наших предков. И здесь любая неточность – это грубейшая ошибка и незнание традиции. Поэтому, работая над «Балканским феноменом», мы подробно, скрупулёзно и максимально точно пытались воссоздать аутентичность звучания песен: манеру звукоизвлечения, произношение, и, конечно, очень бережное отношение к смысловым и интонационным ударениям. С другой стороны это наши братья славяне, с которыми у нас очень много общего.

–  Планируете ли Вы поехать с гастролями на Балканы? Или может поучаствовать в фестивале?

– Мы бы очень хотели поехать с этой программой на Балканы. Это было бы очень здорово, почетно и, в тоже время, ответственно выступить на исторической Родине того региона, песни которого мы исполняем. Почувствовать невероятную энергетику и красоту Балкан – пообщаться с нашими братьями славянами и пройти своеобразный экзамен. Поэтому есть огромное желание поехать на гастроли и поучаствовать во многих фестивалях. В планах это есть и, надеюсь, с помощью руководства нашего театра, партнёров и друзей мы реализуем задуманное.

– Светлана, Вы руководите, по мнению многих, лучшим хором Москвы, являетесь его сердцем и настоящей движущей силой. Поделитесь секретом, откуда Вы черпаете энергию, где берете силы и вдохновение, чтобы управлять созвездием таких ярких творческих людей?

– Спасибо большое за комплимент, мне очень приятно, поверьте. Но могу с уверенностью сказать, что в Москве много замечательных коллективов и очень талантливых руководителей, которые профессионально выполняют свою работу. Что касается сил и энергии, то это, конечно, мои любимые артисты хора, а так же та сплоченная команда, которая сопровождает и помогает нам с самого начала работы над тем или иным проектом. Мой хор – про который я могу точно сказать – это единый живой творческий организм. Когда мы поем – мы обмениваемся друг с другом позитивным потоком творческой и жизненной энергии, пытаемся своим творчеством проникнуть в каждое сердце нашего дорогого и любимого зрителя. И когда происходит слияние и обмен между нами и зрителем этого мощного положительного заряда, то появляется столько сил и вдохновения, от которого хочется просто жить и творить!

Отзывы зрителей говорят сами за себя:

«Мастерство музыканта-мультиинструменталиста Антонио Грамши завораживало весь спектакль» (Филипп Кудряшов, продюсер, директор кинофестивалей в Сербии)

«Интересная программа, включает в себя не только известные, но и аутентичные, истинно народные песни. Прекрасное исполнение, акцент на голос, ударные инструменты, задававшие ритм, сочетание пения с народными танцами – все это сделало программу разнообразной и замечательно воспринимающейся». (Ольга Серебровская, руководитель проекта “Помоги делом – помощь косовским сербам”)

«Рада, что тема Балкан в России набирает всё большие обороты». (Лауреат всероссийских и международных конкурсов Ольга Масальская – певица, которую любят и знают не только в России, но и на Балканах)

«Когда я шла в ШДИ на концерт-спектакль «Балканский феномен», я почти на 100 процентов была уверена, что не пожалею и получу удовольствие… так и вышло! Песни, ритмы, колорит Балкан – все это, исполненное и переданное артистами театра не просто профессионально, но, что самое важное, с душой – нашло мой самый благодарный зрительский отклик». (Мария Чеснокова, Православный женский журнал «Славянка»).

Tanja Milenović-Kosturkov

Переводчик. Преданный поклонник сцены и театра. Обожаю Балканы всем сердцем.