Недавно в стенах Московского международного Дома музыки состоялось потрясающее событие. В столицу приехал Горан Брегович с новой премьерой, которую так долго ждали московские зрители: сербский композитор, русский оркестр, итальянский дирижер, однако главным оказалось даже не это.
ММДМ навестить с визитом само по себе приятное событие. Московский слушатель знает прекрасно это место, залы которого сложно удивить мировыми премьерами. Еще недавно здесь сыграл с новой программой Эмир Кустурица, как снова афиши зазывают нас на новую балканскую встречу. А если быть еще более точным – на встречу интернациональную.
Свадебно-похоронному оркестру Бреговича аккомпанировали в этот вечер симфонический оркестр “Русская филармония” под управлением Фабио Мастранджело, которого публика знает, как самого известного русского итальянца музыкальной сцены. Да и музыкальная тема концерта в этот вечер была самая гуманитарная из всех возможных и интернациональная, насколько это возможно сделать. Ведь название концерта “Три письма из Сараево” – это вовсе не про конверты и почтовые марки. Это послание Человечеству одуматься, успокоиться и прекратить воевать.
Сам Горан Брегович заявлял в своих интервью, что Сараево было выбрано не случайно. Это родина маэстро, и кому, как не жителям Балкан, знать, как легко твои вчерашние соседи и друзья могут перессориться, а ссора превратиться в войну. Это горькая история, но она переплетается вместе с жизнерадостными нотками, как всё на Балканах. Так и вышло на сцене – радостные танцы сменялись грустными музыкальными темами, а им на смену выходили плачущие скрипки, и тут же словно шумной цыганской толпой возвещали о себе духовые инструменты.
Кстати о скрипках. Те самые три письма. Три скрипача сменяли друг друга в роли главной скрипки, и играли они в трех разных стилях: мусульманском, еврейском и христианском, тем самым обогатив музыкальную палитру самыми разными настроениями. И стоило зрителю погрузиться в мир одного исполнителя, как сразу музыканты переносили зал в совсем другой настрой. Но выглядело это, звучало это так, словно на сцене было не пёстрое лоскутное балканское одеяло нот, а одно цельное произведение.
Как это удается Бреговичу? В одном из интервью маэстро заметил: “Я же с Балкан. У нас все так: сегодня радость, завтра печаль. Сегодня похороны, завтра свадьба. Вот в таком цикле мы и живем”. Возможно, так оно и есть – несмотря на печаль продолжать жить. Подтверждением этому может служить тот факт, что к окончанию концерта (уже традиционно) зрители повставали со своих мест, и пустились плясать у сцены, словно они пришли на свадьбу своего близкого друга. А со сцены им подыгрывали снова всеми любимые Bella Ciao, Gas Gas Gas, In the Death Car, Калашников…
И тогда ты понимаешь, что Горан Брегович снова сотворил музыкальное чудо: даже после печального соло на скрипке музыка Балкан снова дарит радость и желание жить. И пусть бы уж такие концерты были только напоминанием о печалях, но повод никогда не наступал!