Наверное, каждый уважающий себя крупный город должен иметь свою смотровую площадку. Есть она и в Белграде, но для сербов она – нечто большее.

Не совсем в Белграде. На самом деле, это место в 16 километрах от столицы сербского государства, но каждый житель столицы считает своим долгом побывать там, и если представится случай, то и пригласить туда своих гостей.

Авала. 511 метров в высоту, и этих самых заветных 11 метров хватает, что бы носить гордое звание горы. Здесь расположена телебашня со смотровой площадкой, памятник погибшим в Первой мировой мировой воинам и монумент в память о погибших советских военных. В сторону Авалы идет несколько маршрутов автобусов, но наша поездка была организована Туристической организацией Белграда, так что домчал нас туда комфортабельный автобус в сопровождении гида. Пока мы наслаждались видами из окна, нас сопровождал интереснейший рассказ об истории мест, о том, что окрестности Белграда начали заселять задолго до прихода туда не то что славян, а вообще современных Homo Sapiens. Мы узнали, что с древних времен на Авале добывали ртуть, свинец, железо и даже киноварь – особого красного пегмента, который тут же и готовили на экспорт. Ценность его была столь высока, что он имел хождение наравне с золотом и серебром в качестве денег, а отправляли его вниз по Дунаю до Средиземноморья, откуда распространялся по всем прибрежным странам. Поговаривают, что металлургией там занимались еще древние кельты, однако вскоре сюда пришли римляне, и на горе Авала появились фортификационные сооружения, значение которых с веками лишь укреплялось – здесь пролегала важнейшая дорога из Рима в Константинополь. Возможно, это и предрекло будущее горы – в дальнейшем вся ее история будет так или иначе связана с военными действиями.

Прерванный полёт

Пока мы записывали увлеченно рассказ гида, автобус докатил нас до небольшой стоянки, выйдя на которую мы узрели небольшой памятник. Оказывается, этот монумент был воздвигнут в память о погибших советских воинах. Но не только тех, кто сложил голову за освобождение Югославии, а в память тех, кто отправился на юбилей освобождения сербской столицы.

Двадцатая годовщина освобождения Белграда, октябрь 1964 года. Аэропорт ждал почетных гостей из Москвы, выстроился музыкальный оркестр, официальные лица Югославии готовились встречать делегацию из СССР. Ил-18 должен был привезти участников и руководителей сражений. На борту сплошь герои Советского Союза и Югославии, генералы и даже маршал Сергей Бирюзов. Однако, борт задерживался. Потом стало известно, что он и вовсе исчез с радаров.

Даже сейчас, когда прошло уже много лет, точной причины катастрофы неизвестно. Самолет врезался в гору, прорубив просеку из поваленных деревьев. Официально считается, что были неисправны приборы навигации, а густой туман лишь усугубил это положение. Есть и другие версии. По одной из них, проблема оказалась в языковом барьере. В сербском языке “право” означает прямо, тогда как в русском языке это говорит о необходимости поворота, таким образом пилот неверно понял инструкции диспетчера. Так это было или нет – сейчас уже не установить.

В память об этом печальном событии в 1965 году был воздвигнут монумент из бронзы работы Йована Кратохвилава – два сломленных крыла. Напротив памятника установлена мемориальная плита с надписью: “Здесь, в авиакатастрофе, утром 19 октября 1964 погибли советские герои, наши военные товарищи и друзья. В октябре 1944 года они боролись за свободу Белграда, в октябре 1964 стали легендой нашего города. Стали знаменем братства и общей борьбы”. Памятник и в наши дни хорошо обустроен, и время от времени на нем появляются живые цветы.

Памятник неизвестному герою

Деспот. Это слово в русском языке имеет негативный характер, однако стоит напомнить, что на самом деле это титул, которым награждали Византийские цари местным правителем. И один из них, деспот Стефан Лазаревич, воздвиг на Авале город “Жрнов”. Название он получил в честь жерновов, которыми перемалывали руду, и основан на месте римского военного сооружения. Позднее в 15 веке Османская империя переделала их под свои нужды, но постепенно это место приходило в упадок, пока король Александр не принял решение соорудить на этом месте большого памятника. И неизвестный герой для этого сооружения тоже был – неизвестный воин, который погиб здесь. В 1915 году Сербия подверглась нападению сразу с нескольких сторон, сербские войска отступали шаг за шагом, героически сражаясь с неприятелем. Когда немцы оказались на Авале, они нашли погибшего солдата, и захоронили его с почестями, хотя почестями сложно назвать просто присыпанную могилу. В 1921 году могилу вскрыли, и обнаружилось, что этот солдат и не солдат вовсе, а сербский юноша в военной форме. Вероятно, из уважения к подвигу защитника, немцы и захоронили парня отдельно.

Самое интересное, что постройка комплекса была связана с большим скандалом. Король Александр I Карагеоргиевич с помощью динамита решил разнести старые исторические постройки, что планировалось держать в тайне от общественности, однако вскоре слухи быстро разнеслись по городу. Это вызвало бурю возмущения. Протесты не возымели действие, и шаг за шагом старые крепости были разрушены. Последние взрывы оголили слои римского периода, где нашли цистерну с питьевой водой и печь для хлеба, а на развалинах на память сфотографировался сам король, который и заложил первый камень в 1933 году.

Король так и не увидел творение своих замыслов. Он был убит в Марселе. Ходят слухи, что убийца был членом масонской ложи, как и сам Александр I, а убили его за проявление политической слабости. А сам мемориальный комплекс был заложен и построен в точности по масонским традициям, чем и объясняется скорость сноса древних крепостей. История умалчивает так ли это было на самом деле, и всё, что нам осталось – красивейший памятник на вершине горы с прекрасным видом на все окрестности.

Увидеть Белград с высоты птичьего полёта

Кульминацией нашей экскурсии на Авалу было путешествие на смотровую площадку телебашни, которая тоже находится на горе “Авала”. 205 метров в высоту. Самое большое сооружение на Балканах, которое можно увидеть чуть ли не из каждого места в Белграде. Построили ее с исключительно мирными целями в 1965 году, но во время войны в Югославии её разрушили самолеты НАТО. В 2006 году правительство Сербии приступило к ее восстановлению, и уже в 2009 году ее вернули в строй.

Добраться до нее можно либо на машине (или такси), либо автобусом до ближайшей остановки, но тогда надо запастись силами – подъем на гору не так-то прост, не смотря на то, что все дорожки асфальтированы. Однако, поверьте – небольшая физнагрузка с лихвой вознаградится теми впечатлениями, которые вы получите, попав сюда.

[ipanorama id=”3998″]

Чтобы попасть на телебашню, есть два вида билетов. Обычный (на смотровую площадку) и билет в кафе-ресторан. В обоих случаях вас домчит на верх скоростной лифт, а открывшиеся виды не оставят равнодушными. Здесь Белград и окрестности города как на ладони. Наша группа журналистов прильнула к панорамным окнам – до чего красивые пейзажи! Вблизи рассмотреть красоты бесплатно можно в бинокли-телескопы. Если повезет с погодой, и видимость будет достаточной, то увидеть в них центр столицы не составит труда.

Кстати, у подножия телебашни имеется место для парковки и магазинчики с сувенирами, которые никогда не бывают безлюдными. Место это любимо как белградцами, так и гостями сербской столицы, в чем наша группа смогла убедиться лично. Кто-то из нас сказал: “Надо бы сюда вернуться еще раз”. И вы знаете, нельзя не согласиться, место и в самом деле притягивает!

P.S.

Выражаем благодарность туристической организации Белграда за интереснейшую экскурсию.

P.P.S.

Мы подготовили для наших читателей несколько панорам. Они интерактивные, можно окинуть взглядом все, что было вокруг камеры.

[ipanorama id=”4038″]



[ipanorama id=”4034″]

 

[ipanorama id=”3997″]