20 февраля в российский прокат выходит криминальный триллер Корнелиу Порумбойю «Свистуны» (The Whistlers / La Gomera), участник конкурсной программы Канн-2019. В Москве фильм представит и обсудит со зрителями кинокритик Егор Беликов («Искусство кино»).
В Перми пройдет обсуждение с кинокритиком Верой Гиренко, в Уфе – с кинокритиком Андреем Королевым, в Санкт-Петербурге представит фильм кинокритик Максим Заговора («Кино ТВ»).
Коррумпированный полицейский без памяти влюбляется в роковую красотку. Ради нее он намерен отправиться на солнечный остров Гомера, выучить местный язык свиста, специально разработанный бандитами для общения на расстоянии, и вызволить из тюрьмы нечистого на руку бизнесмена.
Кинокритики о фильме:
Антон Долин, Meduza: «Самый удивительный фильм Каннского фестиваля»
Вероника Хлебникова «Искусство кино»: «Новое измерение комедийного неонуара»
Ольга Белик, Кинопоиск: «Увлекательное кино в духе «Как украсть миллион» и «Одиннадцати друзей Оушена»
Интервью с Корнелиу Порумбойю
Как появилась идея фильма?
Десять лет назад я увидел репортаж о свистящем языке cильбо гомеро, которым пользуются жители острова Гомера. Тогда я только закончил работу над фильмом “Полицейский, имя прилагательное”, где речь идет о том, как язык служит политическому дискурсу. Узнав о cильбо гомеро, я сразу подумал, что он дает возможность раскрыть тему языка совсем по-другому.
Эта картина кажется более острой, менее привязанной к реальности, чем другие ваши работы. Почему вы решили выбрать такое направление?
Да, этот фильм отличается от остальных, но намерения делать его таковым у меня не было. Стилистику повествования и “картинку” определила идея показать, как свистящий язык используется в криминальных целях.
Что должны сказать зрителю разные варианты названия – “Свистуны” и румынское “La Gomera”?
Румынское название отсылает к одноименному острову Канарского архипелага, изолированному раю, месту, куда можно сбежать от суеты. “Свистуны” же привлекают внимание к загадочному языку, который встречается в разных точках планеты, но происхождение его до сих пор покрыто тайной. Мне нравится думать, что таков был первобытный язык, который предшествовал нашей речи, составленной из слов и предложений. Свистом пользуются люди на острова Гомера, так что связь между языком и островом очевидна. Кроме того, “Свистуны” – очень кинематографичное название, чем-то напоминает “Искателей” Джона Форда.
Как свистящий язык помогает выстроить композицию фильма?
Сильбо гомеро позволяет кодировать речь так же, как кинематограф кодирует реальность. Потому я решил поиграть с кодами разных жанров, от детектива до нуара, от вестерна до комедии. Хотелось показать историю персонажей, которые лгут, ведут двойные игры.
В фильме “Полицейский, имя прилагательное” идеалистически настроенный главный герой борется за правосудие и против коррупции. Полицейский в “Свистунах”, Кристи, скрытен и разочарован в системе. Как бы вы описали этого героя?
Кристи больше не верит в свое призвание, он начинает работать на мафию и брать деньги, которые зарабатывают на наркоторговле. Это человек, который разочаровался и в своей работе, и в личной жизни. Он бежит от всего этого на остров Гомера. Он полицейский, а полиция – это орган власти, и на этом основании Кристи считает, что держит свою жизнь под контролем, но очень скоро его закручивает вихрь событий, которыми он никак не способен управлять.
Можно сказать, что эта мрачная картина – высказывание о человеческих отношениях и современном обществе?
Да. В моем первом фильме, “12:08 к востоку от Бухареста” люди много размышляют, много говорят в попытке обрисовать революцию, которая, в конце концов, обрушила режим, считавшийся до тех пор несокрушимым. Персонажи нового фильма действуют в мире четких мнений и взглядов на жизнь, в мире, где все постоянно силой навязывают другим свою позицию. В мрачном мире, где обо всем нужно договариваться, секретный язык для тех, кто им владеет, оказывается более подходящим средством настоящего, подлинного общения, позволяет вырваться из-под гнета напряженных человеческих взаимоотношений и сохранить искренность. Для Кристи этот тайный язык особенно важен: выучив его ради выполнения нечистоплотных планов, герой использует свист и для личного общения, далекого от криминала.
Мы не сразу узнаем, что Кристи попал под подозрение, и полиция его прослушивает. Этот секрет раскрывается в картине постепенно.
Кристи, многоплановый герой, поначалу уверен, что держит руку на пульсе событий, но он ошибается и вскоре попадает в безумный круговорот событий. Он больше не хозяин своей судьбы. В конечном итоге мы поймем, что самые сильные люди вокруг него – это женщины: Гильда, Магда и его мать, которые дергают за веревочки и толкают действие вперед. Мы видим, что именно они тянут героя за собой, а его решения – на самом деле совсем не его! (Смеется).
Можно ли назвать роковую женщину в исполнении Катринель Марлон исключительно кинематографичным образом и импульсом, который провоцирует действие?
Это архетипический персонаж, женщина, которая обманывает и предает мужчин. Катринель Марлон отлично справилась с этой ролью, убедительно сыграла неоднозначную, вызывающую чувство тревоги героиню, которая незаметно для людей манипулирует ими. Ей потрясающе удалась сцена с поцелуем, который должен был сбить с толку полицию, сидящую у них с Кристи на хвосте. Этот момент раскрывает ее полную силу. Благодаря Катринель героиня в фильме точно знает, как вести себя под наблюдением скрытых камер и справляется с потрясающе напряженными, иногда почти отчаянными ситуациями. Гильде в конечном итоге удается скинуть с себя гнет постоянных игр и по-настоящему узнать себя – реальную, живую женщину. И все это, пока продолжается действие фильма!
Почему в ваших фильмах такую огромную роль играет ваше совершенно особое чувство юмора?
Это получается естественным образом. Может, дело в моей культуре. У меня очень серьезные герои. Они думают, что их судьба у них в руках, но это не так. Я прошу актеров серьезно отнестись к каждой сцене, даже к самой абсурдной. Вроде той, когда полицейский учит свистящий язык. Меня завораживает контраст героических намерений и подобных приземленных ситуаций. Эта серьезность на фоне разных – любых – обстоятельств и придает моим работам оттенок абсурда.
Яркая, бьющая по глазам актерская игра, пронзительный обмен репликами, эффектные короткие сцены – кажется, ваш последний фильм более интенсивно воздействует на зрителя, чем предыдущие. Что заставило вас изменить привычной динамике?
Основа фильма – это взаимодействие, обмен. В том числе, обмен репликами между героями. Диалог здесь – это не мерное обсуждение идеи, а краткие, насыщенные раунды передачи информации – похоже на настольный теннис, один подает, другой отбивает. Каждый персонаж выполняет свою работу, будь то полицейский или мафия, их речь строго функциональна и не оставляет времени на пространные рассуждения, ведь им постоянно нужно действовать.
Фильм открывается торжественным прибытием на остров Гомера. Кристи думает, что попал в райский уголок, но вскоре он выясняет, что за ним следят. Он вечно в оковах чужого взгляда. Вы пытались передать, насколько его ограничивает постоянное наблюдение со стороны? Говорит ли фильм что-то о том, как люди общаются в наше время?
Меня заворожила мысль о том, что в мире, где все больше и больше контроля и где каждому отведена роль, древняя форма коммуникации позволяет сбежать от всевидящего ока общества, сбежать от этого контроля и навязанного нам поведения.
Как же тогда быть с реальностью, если кругом обман и все играют свои роли?
Все взаимосвязано: персонажи играют навязанные им роли, я играю с кодами и жанрами. Визуальная составляющая работает на тот же эффект. Я именно так представляю этот фильм и никак иначе. Каждый персонаж играет перед остальными какую-то роль. Только матери Кристи удается сохранить некую долю искренности и связь с реальностью.
Как разрабатывалась стилистика фильма?
Вместе с оператором-постановщиком Тудором Мирча мы занялись созданием визуального языка, который отсылал бы к Эдварду Хопперу, Альфреду Хичкоку и классическому нуару. С моей женой Аранчей – она, кстати, художник-постановщик – решили окрасить части фильма цветами радуги, а назвать их по именам персонажей, которые играют важную роль в развитии истории Кристи. Нам хотелось внести элемент отвлеченной эстетики и подчеркнуть искусственность происходящего, неестественные роли людей в неких обстоятельствах.
В фильме используется самая разная музыка, от Карла Орфа до Игги Поппа. Что она добавляет картине?
В фильме сцены динамично сменяют друг друга, музыка пронизывает их и быстро очерчивает мир главного героя. И еще я люблю создавать интересные эффекты неожиданным подбором музыки. Например, развернуть сцену жестокости или экшн на фоне классической композиции. Это еще один способ поиграть с жанром и разрушить традиционные представления о нем.
О фильме:
Хронометраж: 97 мин.
Производство: Румыния, Франция, Германия, 2019
Режиссер: Корнелиу Порумбойю
В ролях: Влад Иванов («Сквозь снег»), Катринель Марлон, Родика Лазэр, Агусти Вильяронга
Жанр: криминальный триллер
Возрастное ограничение: 16+
Дополнительные материалы на странице фильма.