Оркестр «Exilados»: от любви к Испании – до страсти по Балканам

Побывать на концерте Оркестра балканской музыки «Exilados» – это все равно, что побывать на празднике, где тебе будут рады – как самому любимому и дорогому гостю! И не важно, где этот праздник будет проходить. Впервые я услышала этот солнечный коллектив в снежное время года. На дворе была Масленица, а на улицах Москвы проходил фестиваль оркестров. Я буквально пошла на звуки музыки, услышав любимые балканские ритмы. И я была не одна такая слушательница и зрительница. Люди подтанцовывали на морозе, доставали телефоны и снимали уличный концерт, хлопали и благодарили, попутно расспрашивая название и места, где можно еще услышать мелодии.

Затем кто-то из друзей пригласил меня на выступление «Exilados» в клуб «Радио-Сити». Тогда меня не удивило, а скорее обрадовало, что все, кто сидел за столиками, отбросили поедание морковных чизкейков и распивание коктейлей, и пустились плясать. А потом устроили очень веселый хоровод, не последовать за которым было бы просто невозможно.

Настоящей профессиональной удачей стала встреча и возможность взять интервью у директора и продюсера оркестра Александр Юника и солистки Халиды Абуевой перед выступлением в Камерном зале Московского международного Дома музыки.

Первый мой вопрос, которым я задавалась уже давно, прозвучал так: А почему такое небалканское название? Это же испанское слово?

Александр Юник рассказал удивительную историю создания коллектива «Exilados». Название переводится с испанского, как «изгнанные». По сути, те же цыгане. Кочевники. Коллектив существует с 2011 года. Александр – сам в прошлом гитарист, играл фламенко. После просмотра на youtube клипа оркестра «Fanfare Ciocarlia» («Фанфаре Чокарлиа») ему захотелось создать что-то свое в таком же стиле и в формате шоу. Он собрал команду музыкантов, которые раньше играли испанскую музыку. За короткий срок, аименно пару месяцев, они подготовили программу и выступили перед московской публикой. Вот так благодаря идее Александр Юника и ее красочному воплощению в жизнь на один отличный оркестр балканской музыки в мире стало больше! Сейчас в оркестре десять человек. Девять инструменталистов и прекрасная и харизматичная вокалистка Халида Абуева.

Халида очень яркий и талантливый исполнитель, чье выступление всегда запоминается зрителям. Мне было интересно, как она пришла в Оркестр «Exilados».

– Я могу рассказать, что для меня означал этот переход. Я классический музыкант, я училась в консерватории, играла на альте, даже занималась джазом, играла в Москве в джазовом оркестре. У меня все было такое классическое, красивое и аккуратное, хотя джаз и не предполагает аккуратности, но у меня был легкий джаз, потому что я не находила в себе какой-то смелости, чтобы раскрыться полностью. Потом меня пригласили в группу фламенко. Для меня это стало открытием. Ни с того, ни с чего в тишине исполнитель должен резко повысить голос, закричать. Это словно, будто ты разорвал свое сердце. И таким образом, ты вдохновляешь танцоров на какой-то сложный выход. Но ты все же находишься в статике, потому что в фламенко действуют танцоры. А ты сидишь и  поешь. Потом Саша предложил мне балканскую тему. Балканская музыка настолько зажигательна, настолько танцевальная и интересная, что она раскрывает во мне новые грани. Я в жизни достаточно веселый человек, а на сцене всегда была сдержанной. А тут я раскрылась. И чем дальше, тем мне легче быть свободнее. Сама музыка меня на это вдохновляет.

Халида Абуева с фотографом "Красоты Балкан" Сергеем Ивановым.
Халида Абуева с фотографом “Красоты Балкан” Сергеем Ивановым.

 

Я давно восторгалась сценическими костюмами Халиды и решила узнать, кто их шьет для нее.

– Когда я попала в коллектив, мне нужно было за что-то спрятаться. Я не носитель этой культуры. И мне нужно было каким-то образом «поиграть» в цыганку или девушку Балкан. И первое, что пришло на ум – это создание соответствующего костюма. И я обратилась к дизайнеру эксклюзивных сценических костюмов Елене Лисовской, которая шьет еще и костюмы фламенко. Она художник исторического костюма и еще работала в восточной тематике. Она все продумывает до мелочей. Мы с ней перелопатили кучу книг о балканском костюме. По поводу моего первого костюма ребята сказали, что я похожа на тубиста из «Fanfare Ciocărlia», – смеется Халида.

– Там были штаны, она мне связала гетры, вышила пояс. Мы с ней это сделали вместе. Второй костюм получился эклектичным. Понабирали отовсюду. И получилось что-то свое. Первые два костюма мы с ней смотрели, вдохновлялись существующими балканскими идеями, а третий – это полностью ее дизайнерский ход. Я рассказала ей о том, что хочу, чтобы это было ярко, в цыганском стиле, но чтобы я была на сцене не совсем цыганкой, а это было бы органично сразу и мне, и музыке. Я прихожу к ней и спрашиваю: «Что это будет?». Она показала мне набор клубочков, ленточек и много еще чего. Я на это смотрю и спрашиваю: «Лена, а что же это будет? Я не могу представить». А она мне говорит: «Не волнуйся». Так получился великолепный сценический костюм. В итоге она мне сшила четыре костюма для выступлений. Я попросила ее научить меня завязывать чалму. Она мне предложила: «Давай мы тебе ее сошьем – и ты не будешь тратить свое время». 28 января 2017 года у нее день рождения. К этому событию будет приурочено наше выступление на ее творческом вечере, где будут и другие исполнители, которые носят сделанные ею сценические костюмы.

– Что вы ощущаете, когда надеваете этот костюм? Меняются ли эмоции?

– Любую женщину одежда провоцирует на какое-либо поведение. В штанах я более разухабистая, в платье я более женственная. Чем мне нравится зеленый костюм: он сочетает в себе и юбку и брюки. Юбкой можно играть в так музыке, как это делают цыганки. В штанах можно присесть, если этого требует номер. Этот костюм дает определенную свободу. Я стала чувствовать себя более раскрепощенной на сцене.

– А на Балканах Вы бывали?

– Не так много, как хотелось бы. В Черногории несколько раз. Была в Сербии. И там, и там у меня есть знакомые. Приезжал в гости серб, муж моей подруги, вместе с ней,  и сказал мне: «Я и не мог представить, что именно в Москве я услышу песню «Артиллерия». У них этой песней провожают в армию. И он сразу вспомнил свои армейские будни. Он бы в восторге. Я спросила у него: «Ничего, что мое произношение может быть с акцентом?» Он ответил: «Конечно, ничего! Это настолько круто, что я сидел и радовался, что слышу эту песню в Москве». Мне было бы интересно попасть в балканскую деревню. Особенно цыганскую. Они яркие, легкие люди и очень выделяются среди местного балканского колорита. Проезжаешь в Белграде: на окраинах дома цыган – и словно попадаешь в фильмы Кустурицы с его персонажами.

Кстати, о фильмах Кустурицы. В этот вечер в Камерном зале Московского международного Дома музыки оркестр выступал с программой «Все хиты из фильмов Кустурицы». Выдающийся режиссер и музыкант считает ребят очень талантливым коллективом и даже снимался с ними в одном видеоролике в Москве. Все остались довольны знакомством!

Оркестр балканской музыки «Exilados» также частый гость на самом важном событии в жизни любой девушки – на свадьбе!

– Обычно люди хотят, чтобы на их торжестве была атмосфера из фильмов Кустурицы, чтобы неожиданно появился оркестр и мгновенно начал играть зажигательные ритмы. Это производит сильнейшее впечатление на людей. На свадьбах и корпоративах не всегда заказывают формат шоу, в котором мы обычно выступаем. Просто хотят оторваться под веселую балканскую музыку. Нас приглашают к себе и сербы, и румыны из Венгрии, их в Москве, как оказалось, большая диаспора: человек триста пришли на праздник. Иногда заказывают люди, не имеющие отношения к Сербии. Просто им нравятся фильмы Кустурицы, сербская музыка. Кто-то был на Балканах, слышал, ему понравилось и говорит: хочу себе такую же музыку на свадьбу. Русским людям очень нравится формат балканского веселья, – поделился наблюдениями Александр Юник.

И правда… Выступление Оркестра балканской музыки «Exilados» – это всегда праздник, который остается с тобой! После концерта в Доме музыки в Москве я поймала себя на том, что даже зубы чищу зубной щеткой в такт их заводным балканским ритмам.

Текст Елены Натыкиной специально для «Красоты Балкан».

Фото Сергея Иванова.